В украинский прокат выходит камерная и колющаяся драма режиссера Неда Бенсона о кризисе во взаимоотношениях мужчины и женщины, которые не хотели в этих своих отношениях взрослеть – «Исчезновение Элеанор Ригби: Они». Почему стоит посмотреть этот странный и чувственный фильм – в рецензии издания Re:plika.
Элеанор и Коннор семь лет вместе. В браке, который еще недавно был совсем счастливый, несмотря на то, что они мало похожие друг на друга люди. Коннор (Джеймс МакЭвой) – скорее практичный, владеет небольшим рестораном, в плохих отношениях с отцом. Элеанор (Джессика Честейн) – озорная вечная студентка, забросила диссертацию из-за беременности. Ее семья – максимально интеллигентные люди высоких профессий – мать-скрипачка с неизменным бокалом вина (Изабель Юппер) и отец профессор психологии (Уильям Херт) с многозначительной бородой и спокойным нравом. Они изначально были скептически настроены относительно Коннора, однако ни Элеанор, ни Коннор это нисколько не интересовало. У них был собственный мир, наполненный любовью, чувствами, эмоциональными играми, друг другом. Однако их мир не выдерживает испытание трагедией. Все медленно, но верно рушится. И Элеанор решает исчезнуть из жизни Коннора.
Мало развлекательный, но много познавательный фильм о том, что переживает практически любая пара и любая история взаимной любви, однако не у всякой пары это происходит на фоне такой трагедии (какой именно опущу в виду того, что это будет скорее спойлером).
Режиссера Неда Бенсона, безусловно, можно считать дебютантом, так как до этой ленты в его послужном списке числятся лишь короткометражки. Бенсон решил сделать ход конем со своим первым полнометражным фильмом и снял не один таковой, а целых два – диптих о сложностях во взаимоотношениях мужчины и женщины после нескольких лет брака и безумной любви: «Исчезновение Элеанор Ригби: Он» и «Исчезновение Элеанор Ригби: Она». Как несложно догадаться из названий, это был концептуальный прием, а именно желание показать различия в мировоззренческом восприятии самой любви, ее развития и кризисов, с которыми она сталкивается, с позиции мужчины и женщины. Бенсон снял и даже успел показать на международном кинофестивале в Торонто и на «Сандэнсе» этих два фильма. Однако прокатчики не оценили экспериментальность взгляда, и в итоге режиссер вынужден был смонтировать единую версию «Исчезновение Элеанор Ригби: Они», чтобы зрители все же имели возможность увидеть его работу в кинотеатрах.
Подобный бинарный подход к одним и тем же событиям в кинематографе хоть и не распространен, но все же не является новым. И Нед Бенсон явно вдохновлялся режиссерами «новой волны», если не открыто, то без бессознательного точно не обошлось. К примеру, режиссер Андре Кайят в далекие 60-тые использовал подобный прием для своего диптиха «Франсуаза и супружеская жизнь» и «Жан-Марк и супружеская жизнь», в котором, как уже понятно, показана «своя правда» каждого из супругов об их совместной жизни. Также к вопросу вдохновения французами «новой волны» относится постер фильма «Мужчина и женщина» на стене у Элеанор Ригби (что, безусловно, должно дополнительно настраивать на особый лад восприятия повествования), а кадры взаимного наблюдения друг за другом Коннора и Элеанор на улице в разные периоды истории – откровенные киноцитаты из «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара.
Однако критики, которые имели возможность увидеть обе части фильма, а потом и единую для проката, в один голос утверждают, что «Он» и «Она» значительно глубже, проникновении и эмоциональнее передают события и восприятия героев, чем версия «Они». Это не удивительно, ведь в отдельных фильмах больше использовано флеш-беков в прошлое героев для понимания того, что есть «это все, что мы потеряли», а также более многогранно показаны внутрисемейные отношения с родителями каждого из героев: причины конфликта Коннора со своим отцом-ресторатором (прекрасный в этом фильме Киран Хайндс) и специфика взаимоотношений отцов и детей в семьях интеллектуалов.
Вообще тема утраченной любви и кризиса взаимопонимания между мужчиной и женщиной – центральная, но не единственная в фильме. Легкими пунктирами режиссером отмечены тяжелые процессы выбора во взрослой жизни и понимания собственных требований от нее (излишки поколения всеобщей демократии, о чем шутит одна из героинь – профессор Фридман в исполнении Виолы Дэвис, на лекции которой начинает ходить Элеанор Ригби), проблемное восприятие себя женщиной и матерью одновременно для творческой личности (на примере матери Элеанор, не выпускающей из рук бокал вина), близость, но и одновременная пропасть между родителями и детьми в семьях интеллектуалов ввиду намеренного ухода от простых разговоров «по душам» и попыткой подменить их высокоинтеллектуальными философскими беседами о смысле жизни.
В единой версии событий режиссеру скорее не удалось четко на протяжении всего фильма показывать восприятие событий с точки зрения его и ее, как это было достигнуто в отдельных версиях. Безусловно, по некоторым кадрам зритель это считывает интуитивно. Да и эффект различности дополнительно достигается визуально: кадры от имени Коннора в более холодной и депрессивной гамме сине-серого, кадры от лица Элеанор – скорее ярко-солнечные, однако не в виду того, что она проще переживает этот кризис, а скорее из-за желания показать общие различия характеров (ведь именно Элеанор в счастливые моменты их любви была озорным заводилой и двигателем их отношений).
Отдельно хочется сказать «спасибо» создателям фильма за отличный кастинг. Даже если вас не впечатлят рассказываемая история и ее различные версии с позиции мужчины и женщины, то игра Джессики Честейн, Джеймса МакЭвоя, Изабель Юппер, Уильяма Херта, Кирана Хайндса, Виолы Дэвис и даже Билла Хейдера, который играет повара в ресторанчике Коннара и по совместительству его друга, оставляет приятные, хоть и грустные (в виду самой истории), чувства. Джессика Честейн и Джеймс МакЭвой смотрятся настолько органично как в счастливых флеш-бэках истории, так и в кризисные моменты, что ты ловишь себя на мысли о сочувствии то ему, то ей. Причем сочувствие одному персонажу порой рождает непонимание действий другого, а это значит, что режиссер в принципе достиг поставленной цели – показать различия в восприятии, и зритель, ставя себя на место одного из героев, не понимает в этот момент мотиваций другого. Да, в следующем кадре этот эффект исчезает, но неуловимое очищение остается. Если вы, конечно, позволите эмоционально втянуть себя в эту печальную повесть.
«Исчезновение Элеанор Ригби», безусловно, не фильм для массового зрителя. Таковому в кинозале скорее станет скучно. Подтверждение этому выступает тот факт, что лента была отобрана в параллельную программу Каннского кинофестиваля-2014 «Особый взгляд» и даже претендовала на «Золотую камеру» за лучший полнометражный дебют. Это медленное, грустно-тягучее кино, где герои в большинстве случаев не договаривают, а возможно просто и не знают, что именно нужно договорить, играя на полутонах и эмоциях. Где чувственность, трогательность и романтичность соседствует с трагичностью, безысходностью и потерянностью. Где желание понять себя – выше желания понять партнера. Где камерная инди-музыка погрузит зрителя в вязкую грусть, но при этом и оставит место для проблеска надежды.
Смотрите кино!
Фото: Кинопоиск
Комментариев нет:
Отправить комментарий